Обслуживание безынерционных катушек своими силами

Техническое обслуживание рыболовных катушек. Мелкий ремонт катушек и других снастей. (Просматривает: 1)

Айкинс

Много лет занимался ремонтом и обслуживанием рыболовных снастей – наверняка здесь есть немало рыболовов, которые обращались ко мне на Сухаревке / Пролетарке / Киевской. Ну эт так. Лирика.

И хотя некоторое время почти не работал по этому профилю – делал катушки только себе, друзьям и знакомым, а так же постоянным клиентам, сейчас опять появилась возможность для рыболовов качественно подготовить катушку к сезону.

Коротко, что делаю:

– Техническое обслуживание ЛЮБЫХ рыболовных катушек: передний, задний фрикцион, мультипликаторы (классика, мыльницы), карповые (с байтраннером), морские. ЛЮБОЙ фирмы (Шимано, Дайва, Риоби и т.д.)

– Полное ТО. В полное ТО входит полная разборка катушки, очистка от грязи, промывка от грязи /старой смазки, очистка /промывка подшипников (открытых) и муфты обратного хода («мгновенный тормоз»). Смазка катушки согласно карте смазки (используется смазка Шимано 4-х типов – от масла до густой для главной пары). Обязательно – регулировка зацепления главной пары (ведущая – ведомая шестерни). Все винты, требующие фиксации – обязательно сажаются на резьбовой герметик. При необходимости возможна разборка и промывка закрытых подшипников.

– Сезонное ТО. Для долговечной работы катушки – весьма желательно проводить после сезонной обкатки новой катушки. Сюда входит замена смазки в главной паре, ролике лесоукладывателя (обязательно в его подшипнике!), и по необходимости – обновление смазки в других узлах. Подшипники (кроме ролика л/у) не трогаются. Обязательная регулировка зацепления в главной паре. (Обычно после такого ТО в катушку можно не лазить 2 – 4 года, в зависимости от условий и интенсивности эксплуатации). Оно – же (сезонное ТО) имеет смысл проводить катушкам, которые использовались в течении сезона (при неинтенсивном использовании – нескольких), но без «криминала» – падений в воду/песок.

– Попутно с проведением ТО возможен (при необходимости) мелкий ремонт. (Небольшой запас запчастулек для такого ремонта имеется).

– Восстановление «утопленников» и сильно загрязненных катушек.

– По опыту – достаточно востребованная услуга (особенно для байтраннеров!) – «собери катушку» (без опыта, собрать байтраннер после разборки действительно непросто…) – тоже делаю, главное, чтобы все детальки были!

– Подготовка катушки к ловле зимой. Актуальна для рыболовов, кто ловит спиннингом в морозы (ловил, знаю, есть свои заморочки…).

– Срочное ТО катушки (иногда о необходимости привести катушку в порядок вспоминают только накануне выезда…) – по возможности (если сам не на рыбалке ).

– Для мультипликаторов – только полное ТО. (С частичным каждый рыболов легко справится самостоятельно – ничего хитрого в нем нет).
Попутно (только с катушками, отдельно он попросту нерентабелен!) возможен мелкий ремонт других снастей (спиннингов, удочек), например, перепрессовка вставок колец, кроме графитного (сейчас нет возможности, увы…).

Сразу должен предупредить – цена работы чуть выше, чем в среднем по рынку подобных услуг. За это даю годовую (наверное, все же точнее, сезонную – на сезон ловли, но пусть, для ровного счета будет годовая!) гарантию на выполненную работу!

Несколько моих статей по техобслуживанию катушек и других снастей несложно найти в сети. Наиболее полезные рекомендации подготовлю для этого сайта.

По договоренности возможна курьерская доставка, прорабатываю возможность работы с транспортными компаниями.
Территориально – Люберцы, ЮВАО.
Телефон для связи Восемь – девять два шесть – семь ноль пять – шесть два – 11. Андрей.

Ремонт безынерционной катушки – анализ более 10 поломок и руководство по разборке/сборке

Учитывая условия, в которых эксплуатируются безынерционные катушки – речной песок, вода или грязь – механизм может быть подвержен различным нарушениям в работе. Падения в воду также негативно сказываются на работе рыболовного приспособления: в нем необходимо заменить смазку, так как абразивные вещества, находящиеся в воде могут повредить детали. Различные поломки могут быть связаны и с некоторыми особенностями устройства катушек отдельных фирм, и, разумеется, продолжительность работы зависит от качества выбранной катушки.

Это руководство поможет провести базовый сервис вашей катушки, выявить и починить самые популярные неисправности.

Как разобрать

Главное правило при разборке, особенно если вы делаете это впервые: все снимаемые детали механизма раскладывайте по порядку, в направлении слева на право. Так при сборке вы не запутаетесь и соберете его правильно.

Перед тем, как разобрать катушку, тщательно протрите ее от грязи, песка и рыбной слизи ватным диском, смоченным теплой водой. При сильных загрязнениях можно в воду добавить немного жидкого мыла. Для удаления загрязнений в труднодоступных местах воспользуйтесь пинцетом или ватной палочкой. Не используйте агрессивные бытовые очищающие средства. Если поверхность не очищается мылом, можно удалить грязь спиртом или бензином. Пренебрежение этапом внешней очистки затруднит разборку катушки.

  1. Для начала нужно снять все легко разборные внешние элементы. Первой откручивается гайка фрикциона, после снимается шпуля.
  2. Затем вы увидите установленные мелкие шайбы и шестеренки, которые обязательно нужно раскладывать в том порядке, в котором вы их снимаете.
  3. После снимите ручку.
  4. Теперь приступайте к разборке самого катушечного механизма: отверните зажимную гайку. Это легко сделать при помощи плоскогубцев или ключа. Снимите ее вместе с подкладкой.
  5. После этого снимите ротор.
  6. На нем нужно снять дужку и разобрать механизм, позволяющий ей защелкиваться, так же разберите ролик лесоукладывателя.
  7. Сейчас можно разбирать и сам корпус катушки. Для начала нужно отвинтить болт рычага, переключающего обратный ход, затем снять тумблер.
  8. После этого нужно вынуть заглушку, так же с помощью отвертки удалив болт.
  9. Затем снимите стенку катушки, она снимается с усилием, скорее всего, ее нужно будет подцепить пинцетом.
  10. Теперь вы добрались до главного механизма катушки – это бегунок и две шестеренки, обеспечивающие вращение. Если он работает и разборку катушки вы совершаете в профилактических целях, то достаточно почистить механизм ватной палочкой, не вынимая содержимого. Просто удалите старую смазку, тщательно очищая каждый зубчик.
  11. Конечно, если внутренности механизма сильно загрязнены, то все детали необходимо снять и прочистить.

Сборка катушки производится в обратном порядке, к тому же необходимо в процессе постоянно проверять правильность установки деталей.

Самые популярные проблемы и их ремонт

В зависимости от типа катушки и ее конструктивных особенностей, в процессе эксплуатации могут возникнуть проблемы, некоторые из которых несложно устранить самостоятельно. Рассмотрим принципы настройки более детально:

  • Потеря ручки. Это самая популярная проблема. Для того, чтобы ручку не потерять, выбирайте те модели, конструкция которых имеет шайбу и втулку для крепления ручки.
  • Самосброс лесоукладывателя. Дужка лесоукладывателя скидывается во время заброса. Обычно такая проблема приводит к отстрелу приманку, а в более тяжелых случаях может повредить удилище. Иногда эту неполадку можно устранить, просто подтянув болты, крепящие дугу. Если это не помогло, то нужно снять крышку, которая скрывает пружину, и, либо заменить на более упругую, либо добавить ей твердости, установив прокладку на стержень, крепящий пружину.
  • Постоянные обрывы лески. Плетеная леска обладает меньшей пружинистостью, чем монофильная, и на некоторых моделях безынерционных катушек обрывается при забросах. Проблема может быть связана с тем, что фиксирующая гайка фрикциона на 1,5-2 мм выше кромки шпули. Леска цепляется за гайку и попадает под кромку, запутывается там и происходит обрыв. Устраняется эта неполадка установкой пластиковой прокладки. Для этого фиксирующую шайбу необходимо вынуть, затем снять все фрикционные шайбы, и затем меняете фетровую прокладку на тонкую пластиковую. Установив детали на место вы увидите, что фиксирующая гайка сравнялась с краем шпули, и леска больше не сможет зацепиться.
  • Леска подается спиралью. Эта неисправность связана с попаданием грязи в ролик лесоукладывателя. Подшипник трется, леска через него не проходит, соответственно, она закручивается и не подается ровно. Ремонт заключается в разборке, тщательной очистке и смазке деталей.
  • Внутренний шум. Если во время рыбалки вы услышали какие-либо нехарактерные для спиннинговой катушки звуки, то необходимо прекратить любые работы с ней. Они могут быть связаны с серьезными поломками. Возможно, что внутрь механизма просто попала грязь, но, есть вероятность и повреждения подшипников. Катушку нужно разобрать, и, в зависимости от проблемы, либо очистить, либо заменить поврежденные детали.
  • Неравномерное наматывание лески. Часто бывает так, что леска наматывается на шпулю по косой линии, образуя либо передний, либо задний конус. На основном валу находятся шайбы разной толщины. Если леска наматывается конусом вниз, то для устранения проблемы нужно снять одну шайбу. Соответственно, если конус направлен вверх, то шайбу нужно добавить.

Карпфишинг для начинающих – руководство, которое проложит путь в мир карповой ловли и крупных трофеев.

Руководство по съедобной резине – экспертная аналитика и подробный разбор лучших брендов и моделей ароматизированных приманок.

Уход за катушкой и профилактика поломок

Профилактика некачественной работы безынерционной катушки начинается с бережного отношения к ней: хранение и транспортировка должны осуществляться только в специальном чехле. Это обезопасит от внешних механических повреждений. К тому же, воздействие ультрафиолета пагубно сказывается на леске.

При намокании под дождем или падении катушки в воду, крайне необходимо смазать механизм. Очень часто подшипники изнашиваются именно от работы всухую, и замена их обойдется в 20-25% от стоимости всего рыболовного приспособления.

При закрытии сезона также обязательно нужно провести обслуживание катушки.

Для проведения профилактических мероприятий вам понадобится инструкция сборки, которая входит в комплект фирменной безынерционной спиннинговой катушки. Кроме нее вам понадобятся некоторые инструменты: отвертки, набор пинцетов, кисти, ватные палочки, бензин для зажигалок (можно заменить уайт спиритом, спиртом или эфиром), смазочные материалы: жидкое масло для внешних элементов, и густое, которое понадобится для обработки деталей при полной разборке катушки.

Очень полезное видео по ремонту многих частей безынерционки, а также профилактике поломок.

При закрытии сезона также обязательно нужно провести обслуживание катушки. Первым делом ее нужно разобрать и очистить. Очищается она с помощью ватного диска (а в труднодоступных местах – ватной палочки), смоченного в очищающем растворе. Основной катушечный механизм необходимо смазать густым маслом, но не используйте для этого масла на основе солидола. Такие смазочные материалы имеют свойство коксоваться. На детали, сделанные из алюминиевых сплавов, а именно этот материал и применяется в катушках чаще всего, это действует разрушающе. Многие рыболовы применяют бытовое масло, хотя производители рекомендуют не делать этого и пользоваться смазочными материалами, предназначенными специально для катушек или хотя бы созданными специально для работы с подшипниками.

Для обработки таких деталей, которые нет необходимости разбирать, в связи с тем, что они не повреждены, например, дужка лесоукладывателя или подшипники, производители рекомендуют использовать смазочные материалы на основе силикона в виде аэрозолей. Они безопасны и удобны в применении. Силиконовая смазка жидкая и без проблем проникает глубоко в механизмы, обволакивая детали, и не позволяет им истираться друг об друга.

Срок эксплуатации катушки зависит, прежде всего, от отношения к ней. Не стоит продолжать использовать ее, если вы заметили малейшую неисправность. Дальнейшее применение без ремонта может привести к тому, что она окончательно выйдет из строя, и, изначально мелкий ремонт может превратиться в полную замену дорогостоящих деталей. Не стоит экономить на качестве во время покупки катушки, если вы намерены пользоваться ей долгое время. Приобретение приспособлений для рыбалки проверенных производителей в фирменных магазинах, а не на рынках, убережет вас от множества неприятных ситуаций.

Ремонт безынерционных катушек и их смазка

Ремонт безынерционных катушек своими руками вполне возможен, и большинство рыболовов делают его, не задумываясь. Причин возникающих дефектов множество, основные из которых – пыль, грязь, вода. Однако нередко виной может быть и человеческий фактор, когда новичок тянет рыбу не удилищем, а катушкой.

Безынерционка – очень сложное устройство, от качества элементов и точной подгонки которых сильно зависит ее эффективная работа. Хорошая катушка имеет мягкий ход, равномерную намотку лесы, при работе отсутствуют люфты. Чтобы надолго сохранить ее в хорошем состоянии, требуется техническое обслуживание.

Из каких комплектующих состоит безынерционка

Прежде чем приступить к разборке катушки, необходимо рассмотреть из чего она состоит. Во время закидывания снасти леса сходит со статичной шпули, которая ограничена во вращении во время проводки и выемке рыбы. Подмотка ведется за счет лесоукладывателя, совершающего обороты вокруг шпули, которая за счет возвратно-поступательных движений равномерно укладывает нить.

Более подробно о работе БК мы писали в статье «Памятка рыболову, как пользоваться безынерционной катушкой». Основные узлы катушки:

  • корпус;
  • лапка-катушкодержатель;
  • механизм привода;
  • ротор;
  • фрикцион;
  • тумблер обратного хода;
  • шток крепления шпули;
  • укладыватель лесы;
  • скоба;
  • ролик;
  • зубчатая шестерня;
  • крышка корпуса.

Корпус и ножка крепления выполнены как единое целое. Изготавливают его из полимеров, например, пластмассы, металла – алюминиевые либо титановые сплавы, углепластика. Критерий, к которому стремятся все производители – добиться при небольшой массе высоких прочностных характеристик.

Роторная конструкция состоит из главной пары и подающего шпулю устройства. В роторе имеется колесико, ведущее шестерню на главном вале. Вал приходит в движение при оборотах рукояти, монтаж которой осуществляется в четырехгранное отверстие. Скорость вращения ротора зависит от передаточного соотношения привода и скорости вращения рукояти.

Читайте также:  Катушка для спиннинга как самый важный элемент оснащения

Механизм подачи шпули может быть выполнен в двух вариантах: винтовая передача или шестереночно-кулисная, которые придают ей возвратно-поступательные движения. В состав кулисной конструкции входят:

  • малая шестерня;
  • шестерня-паразитка;
  • каретка с направляющими;
  • шток, предназначенный для подачи шпули и ее закрепления.

Вращающая рукоять катушки приводит в движение малую шестерню, которая передает усилие на паразитку. Последняя заставляет работать каретку. Вращение от пары шестерен на каретку передается с помощью кулачкового вала шестерни привода. Большое количество моделей имеют бесконечный винт.

Антиреверс, он же стопор обратного хода безынерционной катушки, впервые был выполнен по ступенчатому принципу, на основе упора рычага в зубцы храповика, двигающегося в полярном направлении. Однако он не отрабатывал моментально, да и храповик в конечном итоге получал приличный удар.

В настоящее время стопор обратного хода безынерционной катушки срабатывает за счет игольчатого подшипника, при этом производители не отказались от первого варианта, и он до сей поры с успехом применяется на практике.

Ремонт безынерционных рыболовных катушек начинается с разборки

Чтобы вновь вернуть мясорубку к жизни, необходимо иметь базовые сведения по ее устройству, принципам работы, а также знать, как правильно смазывать безынерционные катушки. Важно не только разобрать ее, что, в принципе, не так уж и сложно, но и произвести сборку в той же последовательности, да еще чтобы не остались лишние детали. Фиксируйте порядок разборки фотоаппаратом – собрать безынерционку будет значительно легче.

Перед тем как отремонтировать безынерционную катушку, необходимо тщательно ее протереть кусочком ткани, смоченном в мыльном растворе. Грязь, рыбья слизь и другие загрязнения должны быть удалены во избежание проникновения их внутрь корпуса. Труднодоступные места очищаются ватной палочкой. Как это сделать, мы писали в статье «Как разобрать безынерционную катушку и устранить проблемы».

Далее демонтируются все внешние элементы. Сначала отвинчивается фрикционная гайка, затем снимается шпуля. С освободившейся оси последовательно снимаются различные шайбочки и шестерни, которые служат для корректной работы фрикциона. Все эти элементы раскладываются на столе в порядке демонтажа.

Следующий этап – снятие ручки фрикционного тормоза. После приступают к демонтажу устройства катушки. Выворачивается зажимная гайка, извлекается прокладка. Далее снимается ротор. Наступает черед укладывателя лесы. После отвинчивания крепящих винтиков снимается скоба и извлекается вся конструкция.

Теперь необходимо демонтировать сам корпус. Отворачивается болт, с помощью которого закреплен рычаг, переключающий мясорубку на реверс, извлекается непосредственно рычаг. Вывернув второй болтик, демонтируем заглушку. Пришел черед стенки корпуса, к которому необходимо приложить усилие.

В результате правильного исполнения всех вышеперечисленных действий перед глазами предстает центральный узел, состоящий из бегунка и пары шестерен. Дальнейшую разборку производить не рекомендуется, достаточно удалить застарелую смазку, вычистив ее ватными палочками, и набить новой.

Выполняя обслуживание безынерционных катушек, важно помнить следующие рекомендации, чтобы избежать негативных последствий в будущем:

  • Необходимо провести ТО безынерционных катушек своими руками после окончания сезона ловли, а также в том случае, если катушка упала в водоем или оказалась под дождем.
  • Приобретая БК, убедитесь, что в комплекте прилагается кинематическая схема, которая облегчит сборку-разборку.
  • В большинстве случаев подшипники выходят из строя при недостаточном количестве смазки.
  • Стоит уделить особое внимание, какой смазкой смазывать безынерционные катушки. Если для смазывания используется не специализированное масло, это приведет к быстрому износу элементов.
  • Если профилактика безынерционных катушек не делается, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми: от замены отдельных деталей до покупки новой мясорубки.

Нельзя не озвучить и диаметрально противоположное мнение: если с механизмом все в полном порядке, некоторые рыболовы не советуют лишний раз совать свой нос внутрь корпуса. Отсутствуют шумы, ход мягкий – значит, все в порядке и повода для вскрытия пациента нет.

Как правильно обслужить безынерционную катушку

Большинство рыболовов – люди рукастые, поэтому разобрать, починить, смазать и собрать – для них не проблема. Мясорубки после технического обслуживания становятся как новенькие, готовые верой и правдой служить своему хозяину. В принципе, рекомендуется проводить уход за безынерционной катушкой после окончания рыболовного сезона.

С другой стороны, даже брендовые модели совершенно неожиданно могут выйти из строя. К сожалению, иногда не получается соблюдать правила хранения и транспортировки, эксплуатация может проходить в сложных условиях. Важно помнить, что после обнаружения любых отклонений от нормы необходимо сразу прекратить пользоваться катушкой. Выделим основные.

Ремонт лесоукладывателя безынерционной катушки требуется тогда, если он защелкивается во время забрасывания снасти. Для этого снимается крышка, под которой расположена пружинка, держащая скобу. В зависимости от механизма пружину можно либо подтянуть, либо поменять, если она не регулируется.

Леса цепляется за фрикционный выступ. Такое иногда случается у катушек некоторых производителей, даже широко известных. Чтобы избавиться от этой беды, придется демонтировать фрикционное устройство, и шайбочку, выполненную из фетра, заменить на пластиковую меньшей высоты. В итоге выступающая ранее гайка станет заподлицо со шпулей.

Хотя многие ролики располагают противозакручивателем, его порой переклинивает. Если вовремя не обратить на это внимание, леса будет перекручиваться, что в короткие сроки ведет к дефектам до полного ее выхода из строя. Не всегда требуется ремонт ролика лесоукладывателя безынерционной катушки, довольно часто он забивается грязью и достаточно его просто почистить.

Посторонний шум внутри мясорубки свидетельствует о проникновении пыли на шестеренки передаточной конструкции либо под юбку шпули. В первом случае придется разбирать катушку для чистки, во втором достаточно отделить шпулю и протереть все элементы.

Гораздо хуже, когда постоянно идет сброс лесы и образование бород. Здесь уже не поможет ремонт и смазка безынерционные катушки. Вполне вероятно, что проблема может быть как в разбалансировке ротора, смещении ролика укладывателя лесы, так и в выходе из строя передаточного механизма.

Когда не работает стопор обратного хода безынерционной катушки, рукоять начинает делать обороты вперед-назад, несмотря на блокировку. Этот механизм функционирует под воздействием обгонной муфты, и при сильном загрязнении или накапливании загустевшей смазки прекращается корректная работа. В данном случае спасет лишь чистка.

Задумываясь, как убрать люфты с безынерционной катушки, не стоит сильно увлекаться, ведь они бывают не только паразитными, но и рабочими, за счет которых идет корректная работа механизмов. Избавление от всех люфтов способно привести к увеличению трения между деталями и их скорейшему износу.

Эффективная смазка безынерционной катушки своими руками

Долговечность и срок эксплуатации мясорубок, как и любых других механизмов, зависит не только от частоты их использования, но и своевременности проведения техобслуживания. Поэтому возникает следующий вопрос: чем смазать безынерционную катушку?

Наиболее варварский метод – воспользоваться машинным маслом либо солидолом. Но это действительно слишком грубо, да и быстро выведет из строя катушку. Поэтому правильнее воспользоваться специальными смазочными материалами. Важно знать, что многие производители выпускают не только саму катушку, но и то, чем можно смазать безынерционную катушку.

То есть, выбирая в магазине мясорубку, желательно на месте подбирать смазочные материалы того же изготовители. Они прекрасно подойдут ко всем элементам независимо от материала – пластик это или металл. Однако если нет возможности это сделать, подойдут универсальные смазки, которые бывают двух видов:

  • густая, ее наносят на шестеренки и подшипники;
  • жидкая, для ухода за валом с ротором.

Чтобы не возникало вопросов, чем лучше смазывать безынерционную катушку, то есть ее отдельные элементы, можно приготовить универсальную смазку путем смешивания двух вышеописанных. Дело в том, что слишком густая консистенция может повредить некоторым деталям, сделав ход вместо плавного натужным.

Итак, рассмотрим процесс смазки после того, как безынерционка разобрана.

  • Смазывается основная пара шестерен, которые проворачиваются рукой, поэтому нанесение станет равномерным.
  • Центральная шестеренка обрабатывается до установки на место, после чего крышка корпуса ставится на место.
  • Важно понять, как смазать подшипники безынерционной катушки спиннинга. Например, подшипник ролика укладывателя лесы нередко забивается грязью. Смазать его можно лишь в том случае, если к нему есть доступ с одной стороны. Если его нет, не стоит напрягаться, смазка уже забита изготовителем.
  • В конце необходимо изучить конструкцию принудительного закрытия скобы. Даже если нет проблем с его работой, шарниры обрабатываются в целях профилактики.

После всех манипуляций необходимо проверить работу катушки, чтобы понять, насколько соблюдены были все правила. В первую очередь обращают внимание на равномерность оборотов рукояти и отсутствие различных шумов. Сначала будет ощущаться некая натужность в движениях, но со временем, когда смазка распределится, все нормализуется. Так что если хотите правильно реанимировать катушку, не задавайтесь вопросом: смазка для катушек безынерционных чем заменить.

Обслуживание и смазка безынерционных катушек Daiwa

Данный материал открывает цикл статей, посвященных обслуживанию безынерционных катушек разных производителей. У безынерционных катушек фирмы Daiwa есть свои особенности, но информация, касающаяся инструментов, смазочных материалов и периодичности обслуживания, приведенная в данной статье, в равной степени применима для безынерционных катушек всех производителей. К тому же многие производители используют в своих катушках конструкторские решения, разработчиками которых является Daiwa.

Зачем нужно обслуживание безынерционных катушек

Безынерционная катушка — одна из немногих рыболовных принадлежностей, которая имеет сложный механизм, требующий обслуживания. Ни у кого не возникает вопросов, зачем нужно техобслуживание автомобиля. Нетрудно догадаться, что произойдет с коробкой передач автомобиля, если в ней не будет масла. Безынерционная катушка — это тоже в своем роде коробка передач, но, в отличие от автомобильной коробки, она не заполнена до какого-то определенного уровня смазкой, а смазана лишь частично. Поэтому такой вариант смазки быстрее уходит из трущихся узлов, и они начинают работать «по-сухому».

Если вы хотите, чтобы безынерционная катушка максимально долго служила, как новая, и никогда не подводила на рыбалке, ее следует периодически обслуживать и смазывать! Как часто нужно обслуживать безынерционных катушку Автор статьи провел исследование.

Безынерционная катушка Daiwa была обслужена с использованием специализированных смазок. Далее, во время 10‑дневного выезда на рыбалку, каждый день проверялось наличие этой смазки на самом нагруженном трущемся узле — на зубьях ведущей шестерни. По результатам данного исследования, была получена следующая информация. После 50 часов эксплуатации с рабочей поверхности зубьев ведущей шестерни смазка ушла полностью.

Смазка оставалась рядом с зубьями и на нерабочей поверхности зубьев, в то время как на рабочей (что наиболее важно) смазки уже не было. Соответственно за основу в качестве «эталонного» интервала времени межсервисной работы катушки предлагается брать те самые 50 часов.

«Купание» – Попадание воды внутрь безынерционной катушки

«Купание» Попадание воды внутрь безынерционной катушки приводит к усиленному износу механизма. Если катушка «нахлебалась», то 5 минут активной работы приводят к такому уровню износа, который без попадания воды внутрь механизма наступает только через сезон-другой ее обычной эксплуатации. В связи с этим, если вы безынерционную катушку все-таки «искупали» нужно сразу прекратить ее использование (можно продолжить ловлю, установив запасную катушку) и как можно скорее выполнить техобслуживание: удалить из катушки эмульсию, представляющую собой смесь смазки с водой, и заложить новую смазку в трущиеся узлы.

Несмотря на то что в рекламе большинства безынерционных катушек Daiwa написано «Washable», что дословно можно перевести как «не теряющие своих свойств после мытья», по факту — даже секундное купание катушки в большинстве случаев приводит к 100% попаданию влаги на часть механизмов и внутренних полостей корпуса. Есть модели безынерционок, в которых полностью реализована защита от попадания воды при погружении. Это, например, Daiwa Saltiga Z. Но в любом случае после каждого «купания» стоит выполнять замену смазки.

Экстремальная нагрузка на безынерционную катушку

После длительного вываживания трофейной рыбы снастью, не рассчитанной на подобный размер рыбы, выкачивания здоровенной коряжины и пр. безынерционную катушку также желательно подвергать последующей разборке и смазке.

Новая безынерционная катушка – всегда проверяйте количество смазки

Последнее время производители стали экономить на смазке, и новые безынерционные катушки в большинстве изначально смазаны недостаточно.Количества смазки оказывается достаточным только лишь для того, чтобы можно было убедиться в ее первичной работоспособности. Нельзя сказать, что так бывает всегда. Но, не подвергнув безынерционку разборке, практически нельзя понять, присутствует ли в новой безынерционной катушке необходимое количество смазки. Поэтому, если есть возможность, перед началом эксплуатации ее желательно смазать.

Инструменты для обслуживания безынерционной катушки

В безынерционных катушках используются винты и гайки из относительно мягких материалов: хромированная бронза, алюминий, мягкая нержавеющая сталь. В связи с этим, если использовать не точно подходящий по размеру и профилю инструмент, легко испортить винт (гайку), при этом и не отвинтив ее даже частично. В данный момент можно купить практически любой инструмент, и стоит он относительно недорого.

Читайте также:  Смазка для безынерционных катушек, все тонкости процесса

Подберите отвертки под винты, которые используются в вашей безынерционной катушке. Обратите внимание на то, что отвертка под шлицевые винты должна соответствовать им не только по толщине, но и по ширине (т. е. размер отвертки обязательно должен соответствовать размеру винта). Что касается гаечных ключей, можно рекомендовать использовать накидные ключи (фото 1). Это связано с особенностями конструкции узла крепления ротора. Для безынерционных катушек Daiwa самые ходовые размеры ключей — это 10, 12 и 14.

Смазка для обслуживания безынерционных катушек Daiwa

По результатам исследования новых безынерционных катушек Daiwa и из личного опыта автора этого материала можно указать следующее — для достижения максимальной эффективности работы любой безынерционной катушки требуется три вида смазки разной густоты. Наиболее густая смазка используется для зубьев шестерней. За счет того, что смазка густая, она долго держится на зубьях, сохраняя их от преждевременного износа.

В качестве такой смазки можно порекомендовать Daiwa Molybden Gerase, или ZPIF0 Grease, или Grebenstein Rollenfett (фото 2). Если у вас нет возможности достать специализированную смазку для безынерционных катушек, для зубьев шестерней можно использовать смазку «Литол». Но в этом случае нужно понимать, что ход будет немного тяжелее, чем у катушки, смазанной специализированной смазкой.

Можно смазывать зубья шестерней и смазкой Daiwa Reel Guard Grease или Shimano Reel Grease Spray из баллонов. При ловле в летний период такая смазка задерживается на зубьях не более двух рыбалок. Поэтому можно рекомендовать смазывать зубья шестерней такими смазками только с расчетом эксплуатации безынерционной катушки строго в зимний период.

Но прежде чем закладывать такую смазку в безынерционную катушку, убедитесь, что смазки не вступили в химическую реакцию. Для этого нужно подождать несколько дней и убедиться, что не произошло затвердения смазки или образования твердых частиц-фрагментов. Жидкая смазка используется для смазки обгонной муфты и шарикоподшипников (если катушка оснащена открытыми шарикоподшипниками).

Также жидкую смазку можно наносить в небольшом количестве на главную ось катушки в течение сезона. Примеры такой смазки — Shimano Reel Oil Spray или Daiwa Reel Guard Oil в аэрозольных баллонах (фото 4). Если нет возможности достать специализированную смазку для безынерционных катушек, можно воспользоваться, например, смазкой для швейных машин.

Категорически не рекомендуется использовать ружейную смазку, так как она предназначена для нейтрализации продуктов сгорания пороха и имеет сильную щелочную реакцию (из-за чего могут повреждаться поверхности рабочих узлов и деталей катушки). Жидкость WD‑40 использовать также не рекомендуется. Она не предназначена для смазки и также может повреждать детали катушки.

Перед закладкой новой смазки старую необходимо удалить (особенно если это не такая же смазка, которую вы собираетесь использовать, или катушка «купалась»). Для удаления остатков старой смазки можно использовать бензин для зажигалок или бензин «Калоша».

Общие рекомендации по выполнению техобслуживания безынерционных катушек Daiwa

Если у вас мало опыта по разборке/сборке безынерционных катушек, можно порекомендовать перед снятием и после снятия каждой детали снимать катушку на цифровой фотоаппарат. В этом случае, если вы забудете, где какая деталь находилась, это будет легко узнать, посмотрев сделанные ранее снимки. Часто винты в безынерционных катушках Daiwa при сборке на производстве завинчивают очень туго или/и дополнительно применяют средство для фиксации резьбы. При отвинчивании такого тугого винта катушку ни в коем случае нельзя держать на весу.

Иначе отвертка может соскочить, при этом значительно повредив корпус или механизмы катушки. Для решения данной проблемы можно порекомендовать выполнять работу с безынерционной катушкой на столе, предварительно положив на его поверхность мягкую и нескользкую подкладку (например, гелевый коврик для компьютерной мыши).

Цель техобслуживания безынерционных катушек

При техобслуживании безынерционные катушки требуется смазать трущиеся узлы, в которых смазка сработалась или «ушла» в процессе эксплуатации. Это зубья шестерней, механизм лесоукладки, обгонная муфта и другие узлы на усмотрение рыболова. Если катушка купалась, перед смазкой необходимо удалить всю «образовавшуюся» эмульсию (смесь смазки и воды) с рабочих узлов и внутренних полостей ее корпуса. Пошаговая инструкция Рассмотрим процесс техобслуживания на примере безынерционной катушки Daiwa Certate 3000.

Разбор всех моделей катушек Daiwa (и не только) начинается со снятия подшпульного узла. Далее снимается ротор. Под ним часто располагаются винты, которые держат крышку механизма. Без снятия ротора они не видны. Итак, начали: первыми снимаем шпулю и ручку (она откручивается в направлении, обратном направлению вращения ручки при намотке лески на катушку).

Снятие ротора При помощи иглы снимаем 5‑угольную пружину, которая держит кольцо на подшпульном узле (фото 6). У некоторых моделей Daiwa вместо этой пружины установлено резиновое колечко. Его можно снять при помощи зубочистки (фото 6a). Далее снимаем кольцо с подшпульного узла (фото 7). У некоторых безынерционных катушек вместо кольца установлен шарикоподшипник.

Далее, при помощи иглы выталкиваем стержень, который держит подшпульный узел (фото 8) и снимаем сам подшпульный узел (фото 9). Шлицевой отверткой 0,5×4 отвинчиваем стопорный винт (фото 10) и затем при помощи накидного ключа на 12 отвинчиваем гайку, которая держит ротор (фото 11). Снимаем саму гайку (фото 12). Обратите внимание на пластиковую втулку, которая находится внутри гайки (фото 13).

Она может прилипнуть к гайке. Не потеряйте ее. Далее снимаем ротор (фото 14). Вскрытие корпуса «Вытряхиваем» центральную втулку обгонной муфты (фото 15). Шлицевой отверткой отвинчиваем винт, который держит кожух корпуса катушки (фото 16). У безынерционных катушек Daiwa Exist кожух держится еще на одном винте. Для снятия кожуха с Daiwa Exist нужно отвинтить этот винт (фото 16 а) отверткой типа PH 0. Снимаем кожух (фото 17).

Шлицевой отверткой 0,5×4 отвинчиваем 3 винта, которые держат крышку корпуса (фото 18) и снимаем крышку (фото 19). Шлицевой отверткой 0,25×4 отвинчиваем 3 винта, которые держат декоративную накладку (Engine Plate) на корпусе катушки (фото 20), и снимаем ее (фото 21). При помощи зубочистки выталкиваем подшипник, который стоит на валу ведущей шестерни в корпусе катушки (фото 22) и снимаем его (фото 23). Теперь можно вынуть ведущую шестерню (фото 24).

Разборка узла ведомой шестерни безынерционной катушки

Отвинчиваем винты, которые держат кожух подроторного узла (фото 25), отверткой типа PH 0 и снимаем кожух (фото 26), после чего вынимаем обгонную муфту с прижимным кольцом и воротком (фото 27). Отверткой типа PH 1 отвинчиваем 3 винта, которые держат узел вращения ведомой шестерни (фото 28), после чего вытягиваем этот узел за вал ведомой шестерни (фото 29). Затем вынимаем главную ось с кулисой (фото 30). Следует отметить, что винт, который крепит главную ось к кулисе, заштампован. Не пытайтесь его отвинтить. Иначе вы только испортите эту деталь.

Удаление старой смазки и смазка новой

Для удаления строй смазки с шестерней удобно воспользоваться кисточкой, смоченной бензином. Удаляем старую смазку с ведущей шестерни (фото 31). Аналогично удаляем смазку с ведомой шестерни и с кулисы. Закладка новой смазки Наносим густую смазку на зубья ведущей шестерни (фото 32) и в паз кулисы (фото 33). Жидкой смазкой смазываем центральную втулку обгонной муфты (фото 34). Попадание в обгонную муфту густой смазки нежелательно, так как она в этом случае начнет проскальзывать.

Смазка остальных трущихся узлов производится на усмотрение рыболова. Сборка Если вы используете смазку в аэрозольном баллоне, дайте ей просохнуть 10 минут. Сборку производите в обратном порядке. Перед установкой ротора залейте в зазор между главной осью и валом ведомой шестерни немного густой смазки (фото 35). Данная модель безынерционной катушки укомплектована закрытыми шарикоподшипниками. Они рассчитаны на весь срок службы катушки и смазки не требуют. Более того, попытка смазки такого подшипника однозначно приводит к появлению «постороннего» шума при его работе и преждевременному износу.

Технология Mag Seal Некоторые новые модели безынерционных катушек Daiwa оснащены защитой от воды на основе магнитной смазки Mag Seal. На нашем рынке данная смазка не представлена. Поэтому узлы с использованием данной технологии разбирать не рекомендуется. Но это вовсе не означает, что другие узлы катушки не нужно разбирать и смазывать.

Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой. Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек.

Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.

Читайте также следующие статьи про катушки для удочек:

Порядок действий при очистке и смазке катушки

Рыбаки со стажем при разборке катушки рекомендуют располагать детали на бумаге по порядку их складывания. Разборка и сборка безинерционной катушки довольно нелегкий процесс. Рассмотрим простой порядок действий при осмотре и очистке безинерционной катушки.

Сперва с поверхности катушки тряпочкой следует удалить пыль, так как при дальнейшем вскрытии катушки она может попасть в механизм. Если же пыль въелась тогда следует протереть катушку тряпочкой или ушной палочкой, которая смочена в бензине для зажигалок или же эфиром.

Затем необходимо удалить пыль под ротором. Для этого снимаем шпулю и поворачиваем рукоятку катушки таким образом, чтобы ось шпули находилась в крайнем переднем положении.

С оси шпули снимаем стопорное кольцо с шестерней.

Затем следует отвернуть винт, который фиксирует гайку, держащую ротор и снять стопорное кольцо, если такое есть на Вашей катушке. На разводном ключе необходимо установить размер, который соответствует размеру гайки, и открутить ее. Если же гайка не поддаются больших усилий прилагать не стоит, так как на некоторых катушках у такой гайки обратная резьба. Необходимо попросту покрутить в другую сторону.

Когда открутите гайку, отметьте положение ротора по отношению к втулке, на которой он расположен. Для этого хорошо воспользоваться водостойким маркером, чтобы нанести точки на втулку и на ротор. Это необходимо затем, чтобы при сборке ротор поместить в прежнее положение. Если этим советом пренебречь, тогда при вращении ротор может начать чиркать. После этого следует сдвинуть ротор вперед.

Для того, чтобы удалить пыль, которая находится с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки следует воспользоваться зажатым в пинцете ватным тампоном. Оси роликов обгонной муфты смазываем жидкой смазкой. Следует заметить, что в обгонную муфту не следует лить много масла, так как она будет проскальзывать. Особенно актуально это, если катушка будет использоваться в зимний период. После того как обгонная муфта была смазана, ротор следует поставить с учетом пометок на место, и слегка пошевелить его, чтобы он принял старое положение. Затем завинчиваем гайку, стопорное кольцо устанавливаем на место и привинчиваем стопорный винт.

После этого следует снять ручку и снять крышку, закрывающую механизм катушки. У некоторых катушек для этого требуется снять фрикционный тормоз или разобрать другие узлы.

Перед тем, как вынуть ведущую шестерню, следует пометить взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, используя несмываемый маркер. Пометки необходимы для того, чтобы при сборке, возможно было обеспечить взаимное исходное расположение шестерней, поскольку у зубьев шестерней индивидуальная пригонка. Если же нарушить расположение, катушка будет вращаться с затруднением, и будет издавать звук. Следует заметить, что сегодня в продаже появляются катушки, в которых применена специальная технология, позволяющая не прибегать вообще к процедуре совмещения зубьев.

После того, как были сделаны пометки, необходимо вынуть ведущую шестерню. Если же ведущая шестерня, хотя бы с одной стороны вращается на втулках, необходимо трущиеся поверхности втулок смазать густой смазкой.

Внутри корпуса катушки другие трущиеся узлы также необходимо смазать густой смазкой. Переусердствовать не стоит, так как при нагреве катушки на солнце смазка потечет из щелей. После этого закрепляем на место ведущую шестерню, учитывая пометки, и закрываем корпус механизма катушки. Ручки ставим на место. Если трущийся узел рукоятки не на шарикоподшипниках, в таком случае его также смазываем густой смазкой. Шпулю также ставим на место. Густой смазкой смазываем оси вращения дужки и механизм возврата дужки.

Читайте также:  Что представляет собой мультипликаторная катушка

Смазывая узлы возврата дужки, следует соблюдать осторожность – там есть различные мелкие детали, которые могут выпрыгнуть, если пошевелить при снятой защитной крышке дужку. В таком случае после того, как сняли защитную крышку, необходимо сперва достать незакрепленные детали, а уже потом смазывать.

Несколько замечаний относительно смазочных материалов

Использовать лучше всего смазку той же фирмы, что и катушка. Если же Вы не нашли такую смазку, тогда можно воспользоваться смазкой для катушки другой фирмы, это намного лучше нежели смазка, которая вообще не предназначена для катушек. Специальные смазки разных фирм-производителей обычно смешиваются нормально, но лучше этого не делать, а если Вы сменили марку смазки, желательно сначала удалить старую.

Для катушек также иногда используют смазки силиконовые для оргтехники. Но прежде, чем наносить эту смазку необходимо удалить старую, так как такие смазки плохо смешиваются с синтетическими и минеральными, которые в большинстве случаев используются для катушек.

Некоторые используют вакуумные масла, так как они химически являются нейтральными. Как крайний случай в качестве густой смазки можно использовать Циатитм 203, а в качестве жидкой – масло для швейных машин.

Для смазки катушек не рекомендуется использовать жидкость WD-40 и моторные масла. Особенно это актуально для катушек, которые содержат большое число пластиковых деталей, так как жидкость WD-40 и присадки, которые применяются в моторных маслах, могут спровоцировать их разрушение.

Правильная эксплуатация и уход за безинерционной катушкой

Безинерционная катушка имеет очень простое техническое строение. Одним из важных компонентов катушки, является механизм подачи шпули. Эти механизмы бывают двух видов: локомотивный и червячный. Эти два механизма значительно отличаются по строению. Но описывать конструкцию катушек не мы не будем, так как посмотреть и сравнить их можно при покупке в магазине.

У продавца можно поинтересоваться, какой механизм подачи шпули у катушки. Стоит только заметить, что локомотивный механизм гораздо проще, так как детали делаются методом литья, а уже детали червячного механизма проходят дополнительную инструментальную обработку. По этой причине катушки с червячным механизмом стоят дороже, они долговечнее и надежнее в эксплуатации, а также имеют плавный ход.

В тормозной системе катушки предусмотрен мгновенный антиреверс, то есть мгновенный стопор обратного движения. Действие тормоза можно проверить наглядно, взяв катушку в руки и при включенной тормозной системе прокрутив ручку вперед и назад. Если ручка катушки при движении назад сразу остановилась, притом мягко без стука, то этот элемент присутствует.

В случае если при движении ручки назад прокручивается хотя бы на 5-10 мм и слышно характерный стук, то в этом случае тормозная система обычная, а не мгновенная. Мгновенный антиреверс дает возможность повысить чувствительность и сделать мгновенную результативную подсечку.

Ролик лесоукладывателя может иметь обычную форму в виде правильного конуса, который не так эффективно оказывает сопротивление закручиванию лески. Поэтому лучше найти катушку с роликом вида Twist-Baster, который от обычного отличается другой формой в виде неправильного конуса, то есть одна сторона конуса – немного больше. Леска, проходя через ролик вида Twist-Baster, соприкасается с большей частью поверхности, чем в обычном ролике, вследствие чего успевает лучше распрямиться, что очень важно при ловле плетеным шнуром. Фактически тонкий шнур, да еще и закрученный, даже хорошо уложенный на шпулю все одно через какое-то время сбрасывает петли. Поэтому ролик вида Twist-Baster, позволит продлить срок службы лески или шнура, экономя средства и сберегая нервы рыбака.

Помимо этого ролик должен быть непременно покрыт нитридом титана это материал, который имеет высокую стойкость к механическому стиранию. Этот сплав золотистого цвета.

Безинерционная катушка, как и любой другой технически механизм требует правильного применения. Следует осторожно эксплуатировать катушку, поэтому необходимо знать несколько правил.

Отводить дужку лесоукладывателя надо плавно пальцами до окончательного фиксирующего момента. Рукой до первоначального положения нужно сбрасывать дужку так, чтобы дужка упиралась на большой палец. Таким образом, предотвращается раньше времени износ и устраняется непроизвольный сброс дужки при забросе.

Не следует затягивать фрикционный тормоз сильно туго, и в случае если зацепили блесну за водоросли или корягу, то к себе не тяните с большой силой, так как это ускорит износ механизмов. Лучше к этому месту подплыть на лодке или потихоньку подтягивать леску руками. Старайтесь при эксплуатации не намочить катушку, особенно в речной воде. А также избегайте падений, ударов и т.д. Если катушка упала в песок, не переворачивая, поднимите ее, чтобы песок не насыпался внутрь. Затем метелкой из травы обмахните ее. Отсоедините шпулю и проверьте, есть ли песок вокруг штока ротора. Если же есть, в таком случае использование катушки лучше всего прекратить, так как в противном случае песок затянется внутрь ротора и окажется на шестернях. Дома ее необходимо разобрать и тщательно протереть. Хотя вероятность того, что песок окажется внутри не так уж и велика, как у воды, поскольку конструкция безинерционных катушек по возможности старается предохранять их механизм от такой неприятности.

Другой разговор, если катушка была уронена в воду. Ни в коем случае нельзя вращать рукоятку, так как грязь из воды может попасть в подшипник. Одной из самых распространенных ошибок спиннингистов является попытка проверить все ли с катушкой после падения в воду в порядке. Ловлю этой катушкой необходимо прекратить. А эту следует привести домой, разобрать, вытряхнуть воду, удалить смазку, подшипник промыть в очищенном бензине, просушить феном, все собрать и нанести новую смазку. Катушки, которые относятся к высокому классу довольно дорогие, поэтому такой тщательный уход без сомнения себя окупит, так как таким образом Вы продлите ее работоспособное состояние.

Катушку храните и перевозите в хорошо закрытой коробке, чтобы уберечь от попадания пыли и влаги. Если правильно эксплуатировать катушку, то обслуживание катушек сводится, лишь к своевременному смазыванию.

Видео – ремонт безынерционной катушки:

Заключение!

Возможно, если Вы первый раз проводите техническое обслуживание безинерционной катушки, эта процедура покажется Вам довольно громоздкой и сложной. Это так и есть, но только в первый раз. С каждым последующим разом разборка и смазка катушки будет даваться Вам легче и легче, как говориться опыт приходит с практикой.

Ремонт и обслуживание безынерционных катушек

Безынерционные катушки для рыбалки – сложные устройства с высокоточным передаточным механизмом, имеющим тонко подогнанные детали. От их стабильной работы зависят легкий ход, отсутствие люфтов и плотная, равномерная намотка лески. Но со временем может случится так, что катушка вдруг начинает сбрасывать петли и образовывать «бороды», скрипеть или шуметь… Значит, что-то не так: вашей боевой подруге необходима помощь и «лечение».

Разбирать или нет?

Рыболовы, обращающиеся на «ты» с техникой и сложными механизмами, легко смогут разобрать, почистить, смазать и собрать рыболовную катушку. При этом она действительно получает второе дыхание и начинает работать так же, как и раньше. Как правило, они настоятельно рекомендуют проводить техническое обслуживание, по крайней мере, раз в год. Лучше всего это делать после окончания осеннего сезона, чтобы до весны механизм катушки не подвергался агрессивным влияниям воды и грязи, попавшей внутрь. Однако не все так просто. Правильно провести ТО рыболовной катушки сможет не каждый. И если Вы сомневаетесь, что после сборки/разборки не останется лишних деталей на столе, то лучше обратиться к специалисту или более опытному в этом плане коллеге по увлечению рыбалкой.

Кстати, многие видавшие виды рыболовы не советуют разбирать, чистить и смазывать катушку, если она нормально работает. Они считают, что постоянное вмешательство только вредит. Надо сказать, что в этом есть большая доля истины. Если катушка не издает посторонних звуков, имеет легкий ход и равномерно наматывает леску на шпулю, достаточно почистить ее снаружи от грязи и смазать только в нескольких местах, не вскрывая корпус. Капнуть жидкую смазку для катушек на главный вал, предварительно сняв шпулю, почистить и смазать снаружи ролик лесоукладывателя так, чтобы смазка проникла к втулке или подшипнику. На этом техническое обслуживание можно заканчивать.

Профилактика неисправностей

Проблемы со стабильной работой безынерционной катушки обычно возникают из-за заводского брака или неправильной эксплуатации. С первым обстоятельством бороться сложнее. При покупке необходимо тщательно осмотреть катушку, проверить на отсутствие люфтов вращающихся и двигающихся элементов:

Ход ротора должен быть равномерным, легким, без посторонних шумов.

Что касается использования, то в процессе рыбалок нельзя погружать катушку в воду, класть в песок или грязь. Транспортировать и хранить безынерционки следует в жестких футлярах, которые защитят не только от загрязнения и влаги, но и от ударов и сдавливания другими снастями и снаряжением. После каждой рыбалки следует тщательно протереть корпус, очистить ролик лесоукладывателя и все детали от загрязнений и воды. Такие простые меры позволят избежать неисправностей и продлят жизнь катушки в разы эффективнее, чем ежегодная сборка-разборка с промывкой и смазкой всех деталей и механизмов.

Проблемы и их устранение

Даже дорогие модели безынерционных катушек не застрахованы от тех или иных сбое в работе. Соблюдение правил эксплуатации и хранения не всегда удается придерживаться, поскольку рыбалки могут проходить в сложных условиях – под дождем, например. Поэтому неисправности могут возникать в самый неподходящий момент. Однако большинство из них легко устраняются.

  • Самопроизвольное отвинчивание рукоятки. Происходит преимущественно из-за недостатков конструкции или заводского брака. Рыбача с новой катушкой, необходимо постоянно контролировать, не ослабел ли винт крепления. Определить это можно по появлению люфта рукоятки. Лечится просто – крепление необходимо поджать.
  • Дужка лесоукладывателя закрывается в момент заброса. В этом случает необходимо снять крышку, под которой находится пружина, удерживающая дужку. Скорее всего она ослабла. В зависимости от конструкции возвратного механизма пружинку можно подтянуть или заменить на более жесткую, если она не поддается регулировке.

  • Леска наматывается на гайку фрикциона. Причина в самой конструкции. Такая проблема свойственна популярным катушкам Ryobi и другим моделям от не менее известных производителей. Для устранения неполадки механизм фрикциона следует разобрать и толстую фетровую шайбу заменить на тонкую пластиковую. В результате гайка войдет в шпулю полностью и леска не будет наматываться на ее кромку.
  • Скручивание лески. Несмотря на то, что большинство роликов лесоукладывателя имеют противозакручивающую конструкцию, при его заклинивании леска все равно скручивается, что приводит к нежелательным последствиям вплоть до ее изнашивания за короткий период. Если ролик не вращается в следствие попадания грязи и пыли, краски со шнура и т. д., его следует разобрать, прочистить, смазать специальной смазкой для катушек.
  • Шумы внутри корпуса могут быть вызваны попаданием грязи и песка под юбку шпули или внутрь корпуса на шестерни передаточного механизма. Первая проблема устраняется легко – нужно снять шпулю и протереть внутреннюю поверхность юбки и корпус. Для устранения врой необходимо разобрать катушку и почистить загрязненные детали. Если они повреждены – заменить.

  • Неравномерное наматывание лески, постоянные сбросы петель и образование «бород». Подобные проблемы возникают из-за серьезных неисправностей. Это может быть разбалансировка ротора, смещение ролика лесоукладывателя, нарушение работы передаточного механизма. Такие «траблы» устраняются только специалистами сервисных центров или опытными рыболовами. Есть большая вероятность того, что надо будет покупать новую катушку. Однако сначала можно попробовать более жесткую и толстую леску, возможно катушка просто не дружит с тонкими шнурами.

Если Вы все же решили самостоятельно разобрать, почистить и смазать катушку, то обязательно используйте схему сборки, которая имеется в паспорте. Как правило, там показаны все детали и их место нахождения. Устройство каждой катушки по-своему уникально, поэтому рассказать, как правильно произвести разборку и сборку каждой из них не представляется возможным. В любом случае все детали следует раскладывать по мере их снятия. Потом, во время сборки, устанавливать их в обратном порядке.

Выводы

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что безынерционную катушку следует разбирать и смазывать после окончания каждого сезона, многие рыболовы, даже те, кто может это делать на высоком уровне, со временем приходят к выводу, что такие вмешательства могут больше навредить, чем помочь. Если катушка работает нормально, нет посторонних шумов и не нарушена намотка и легкость хода, то нет смысла лезть в сложный передаточный механизм, особенно без соответствующего опыта сборки/разборки и знаний, как он устроен. Чистить детали механизма следует не агрессивными веществами. Например, спиртом. Применять ацетон и бензин не рекомендуется. Обрабатывать шестерни и подшипники лучше специальными смазками, предназначенными для катушек. В противном случае есть вероятность того, что вместо улучшения работы катушки, механизм потеряет легкость хода из-за застывания смазки или обильной выработки, что может привести к еще большим проблемам.

Добавить комментарий